Оплата покупок наличными уходит в прошлое. Даже на овощных рынках покупатели достают из кошельков банковские карты. И продавцам не остается ничего иного, кроме как установить и подключить терминал безналичной оплаты.
Терминал безналичной оплаты
Обратите внимание! Услуги эквайринга предлагают не только крупные, но и небольшие банки. Взять в аренду POS-терминал можно даже в финансовых организациях, вообще не имеющих офисов для текущего обслуживания клиентов: ВТБ, Тинькофф, Точка, ДелоБанк и т. д. Стоимость и пакет услуг отличаться значительно. Это нужно учитывать при выборе и подключении платежного терминала.
Общая информация об эквайринге
На данный момент времени выделяют следующие типы эквайринга:
- торговый;
- мобильный;
- интернет-эквайринг.
Торговый применяется повсеместно. Покупателю в магазине предлагают приложить карту к экрану или провести через специальный считыватель. Продавцу остается зафиксировать оплату, распечатать чек для и проверить внесение данных в учетную систему.
Мобильный эквайринг отличается тем, что для передачи данных между терминалом (им может быть обычный смартфон) и базой используется не кабель, а Wi-Fi сигнал. Этот вариант не столь надежен, как с использованием стандартных POS-терминалов. Многое зависит от качества связи не только в регионе, но и в конкретном помещении. Но в некоторых видах деятельности (например, в ресторанах и кафе, на выездной торговле) без мобильного эквайринга не обойтись.
Интернет-эквайринг по функционалу схож с торговым, но есть и отличия. Покупатель не прикладывает карту к терминалу, а вводит ее данные в специальном окне. Далее система обращается к банку, выпустившему карту. С нее списывается нужная сумма с зачислением на счет продавца.
Важный момент! Интернет-эквайринг наиболее сложен из всех видом безналичной оплаты. За доли секунды проходят сотни процессов: от проверки действительности карты до проведения платежей.
Вне зависимости от способа оплаты в процессе списания и зачисления денег участвуют:
- продавец товаров или поставщик услуг;
- покупатель;
- банк-эквайр;
- платежная система.
Дополнительная информация! Банк может работать не напрямую с торговыми предприятиями, а через процессинговые центры. Именно эти структуры отвечают за установку, подключение, обслуживание платежных терминалов, прием и обработку информации о платежах.
Что входит в состав терминала для безналичной оплаты
Стандартный комплекс для приема платежей банковскими картами или при помощи телефонов с функцией NFC состоит из следующих элементов:
- монитор. Отображает введенные данные о сумме и иных параметрах платежа;
- системный блок. Микропроцессор считывает и обрабатывает данные, формирует перечень управляющих команд;
- дисплей для покупателя. Данные о товарах, услугах, ценах может контролировать не только продавец, но и тот, кто покупает;
- клавиатура. С ее помощью кто-либо из участников сделки вносит в систему нужные данные;
- карт-ридер: автономный или встроенный в терминал;
- принтер для печати чеков;
- фискальный накопитель. В стандартном варианте данные о продажах должны передаваться ОФД. Но на случай аварийного отключения интернета предусмотрен собственный блок памяти;
- специализированная программа, обеспечивающая взаимодействие всех перечисленных узлов, списание денежных средств с карты и перечисление на счет продавца.
По внешнему виду терминал самообслуживания можно сравнить с кассовым аппаратом. В зависимости от функционала он может не только учитывать данные о продажах, но и информировать о стоимости, размерах, сроках годности продуктов и т. д.
Преимущества работы с терминалами безналичной оплаты
Все способы оплаты имеют как преимущества, так и недостатки. Это в полной мере относится и к торговому эквайрингу. К его плюсам можно отнести:
- Возможность увеличить продажи. Люди легче расстаются с «виртуальными» деньгами, чем с реальными купюрами. Нельзя забывать, что карты бывают не только дебетовые, но и кредитные, т. е. посетитель торговой точки получает в свое распоряжение дополнительную сумму, с которой так просто расстаться.
- Улучшение имиджа магазина или всей торговой сети. Клиенты обычно доверяют той платежной системе, с которой работают. Если на кассе есть возможность принимать Visa, MasterCard и т. д., не будет повода сомневаться в качестве предоставляемого сервиса.
- Увеличение целевой аудитории. Значительная часть предприятий уже давно выплачивает зарплату, отпускные, премии только на банковские карты. И население городов все чаще выбирает безналичные расчеты. Соответственно такой покупатель уже не пойдет в магазин, принимающий оплату только наличными.
- Повышение безопасности. Магазины, АЗС, предприятия общепита иногда грабят. Но даже самый ловкий вор не сможет снять деньги с расчетного счета.
- Сокращение очередей. Покупатели могут не ждать в очереди к кассиру, а самостоятельно оформить покупку, если терминал оснащен считывателем штрих-кодов и весами.
- Отсутствие фальшивок. Кассирам приходится просматривать каждую купюру, чтобы избежать подделок. Деньги на банковской карте не могут быть фальшивыми.
- Сокращение расходов на инкассацию. При использовании терминалов безналичной оплаты средства зачисляются на счет. Нет необходимости пересчитывать монеты и купюры, заказывать инкассацию, приобретать сейф или устанавливать денежный ящик.
На заметку! Покупатели часто выбирают оплату через терминалы из-за возможности получать бонусы непосредственно от банков и продавцов, поставщиков услуг. Это могут быть реальные деньги и бонусные баллы, например, для оплаты миль при авиаперелетах.
Недостатки терминалов безналичной оплаты
Здесь нужно выделить два момента:
- Услуги эквайринга предоставляются на возмездной основе. Стандартно банки берут себе 1-2,5% от суммы платежей.
- Необходимо покупать или арендовать оборудование.
Чтобы минимизировать недочеты, необходимо тщательно подойти к выбору банка-эквайра, заранее изучить предлагаемые условия. Например, некоторые организации снижают плату за обслуживание после определенной суммы операций. Либо оборудование предоставляется бесплатно, если заказчик открывает расчетный счет в конкретном банке. Можно подобрать и специальный тариф для малого или микро бизнеса.
Как проходит оплата через терминалы
Для покупателя все предельно просто. Он видит сумму на экране и надпись «Приложите карту или вставьте в считыватель». Но на самом деле процедура достаточно сложна технически и предполагает выполнение следующих этапов:
- покупатель предоставляет карту;
- карт-ридер считывает данные и пересылает их в процессинговый центр;
- центр дает разрешение на операцию и отсылает запрос в банк-эмитент;
- если сумма платежа превышает установленный лимит, покупатель вводит PIN-код;
- необходимая сумма списывается со счета плательщика;
- кассовый аппарат терминала печатает чек. Стандартно один экземпляр передается покупателю, второй остается у продавца.
В зависимости от условий, предоставляемых конкретным банком-эквайром деньги на расчетный счет продавца, зачисляются на 2-5 день.
Как подключить терминал для безналичной оплаты
Чтобы пользоваться возможностями торгового эквайринга, необходимо:
- Выбрать банк для сотрудничества, сравнив условия.
- Подготовить пакет документов и заполнить заявку. От ИП потребуется свидетельство о постановке на учет в ФНС. От юридических лиц — копия устава, ИНН, ОГРН, приказ о назначении руководителя. Если заявку подает иной сотрудник, нужна доверенность с указанием полномочий. Заявку можно подать как в офисе банка, так и на сайте. Последнее актуально, если в регионе нет отделений выбранного эквайра. Перечень необходимых документов лучше уточнить заранее. Например, может потребоваться справка из обслуживающего банка о наличии расчетного счета.
- Подписать договор. Не будет лишним его перечитать, обратив внимание на права и обязанности сторон, способы решения проблем.
- Согласовать условия продажи или предоставления в аренду оборудования, договориться о дате визита мастера для подключения. Тип POS-терминалов следует подбирать с учетом специфики деятельности. Например, в магазине или салоне красоты лучше устанавливать стационарные модификации. Курьеру же для приема оплаты на месте потребуется мобильная версия.
- Подключить оборудование и провести тестовые испытания. Может потребоваться обучение персонала.
Далее терминал для приема безналичной оплаты можно запускать в работу. Главное, оповестить клиентов том, что теперь они могут оплачивать выбранные товары и услуги банковскими картами или с помощью смартфона.