Прием платежей

Любая деятельность, связанная с отгрузкой товаров или предоставлением услуг, предполагает прием платежей. И важно правильно его организовать, чтобы не платить штрафы, не получать постановления о приостановке деятельности и бесконечные запросы от ФНС.
С обслуживанием юридических лиц все достаточно просто. Здесь предусмотрен либо наличный расчет, либо безналичный с зачислением денег на расчетный счет поставщика. Завод, торговая сеть, учебное заведение не могут пользоваться для расчетов банковскими картами, электронными кошельками, терминалами, приложениями для мобильных устройств.
Отдельно стоит сказать об оплате за наличный расчет. Уже несколько лет рассматривается вопрос о повышении лимита по одному договору до 300 или 600 тысяч рублей. Но ничего не меняется. Сейчас юридическое лицо не может заплатить наличными более 100 тысяч в российской валюте.
Если кто-либо захочет сдать в кассу поставщика, например, миллион, бухгалтерии придется готовить, как минимум, десять накладных, отделу сбыта заполнять столько же договоров. Это не всегда возможно и целесообразно.
Продавец обязан провести суммы через онлайн-кассу и выдать покупателю чеки. Стоит отметить, что юрлица, работающие в сегменте B2B, все чаще отказываются от приема наличных. Проявляется желание сэкономить на покупке и обслуживании ККТ, оплате инкассации.
Дополнительная информация! Вышесказанное в полной мере распространяется на индивидуальных предпринимателей, предлагающих товары или услуги компаниям. С 2019 года они обязаны работать с онлайн-кассой. За отсутствие ККТ ФНС обязательно выпишет штраф. И суммы значительны. Возможна даже административная приостановка деятельности на срок до 90 дней.
Как принимать оплату у физических лиц?

С физлицами все намного сложнее. Для оплаты граждане используют:
Электронные кошельки
В мире действуют десятки платежных систем. Некоторые из них выступают только в качестве посредника между плательщиком и получателем денег. Другие предоставляют своим клиентам персональные кошельки для накопления средств и проведения финансовых операций. Дополнительно пользователь может подключить виртуальную банковскую карту и использовать ее для платежей в интернете.
Банковские карты
Не менее 50% платежей в крупных торговых сетях проходит с использованием кредитных или дебетовых карт. Продавцы, чтобы не терять прибыль, заключают договоры с банками-эквайерами, подключают POS-терминалы. Услуга — платная. Стандартно банковские структуры берут за перевод денег 1,5-5% от объема.
Наличные
Этот вариант считается и самым популярным, и самым сложным в реализации. Ему и будет посвящена основная часть статьи.
В любом случае продавец обязан установить, подключить и использовать онлайн-кассу. Если клиент пожелает, ему не выдадут бумажную версию чека, а перешлют электронную на e-mail или номер телефона при предоставлении соответствующей информации.
Обратите внимание! Владелец интернет-магазина подключает виртуальную кассу и заключает договор с ОФД. С него никто не снимает обязанность выдавать кассовые чеки.
Как принимать наличные у физических лиц?

Здесь возможны самые разные варианты. Самый традиционный предполагает найм кассира. Клиенты или покупатели передают работнику купюры и мелочь. Сотрудник пересчитывает их, выдает кассовый чек и сдачу при необходимости.
Этот вариант характерен для розничной торговли, предприятий общепита. Преимущество — простота в реализации. Но есть ряд недостатков:
- не всегда можно нанять кассиров. Например, это относится к приему оплаты за ЖКУ. Управляющие компании не могут увеличивать штат только для обработки платежек;
- в любых ООО есть текучка кадров. Ситуация усложняется, если сотрудники — материально ответственные. Их приходится обучать, тратить время и средства на проверку благонадежности. А через некоторое время работник заявляет об увольнении или уходе в декретный отпуск. И нужно опять проводить собеседования, набирать людей на испытательный срок;
- нельзя забывать про элементарные ошибки в подсчете или мошенничество.
Но есть и другие способы принимать наличные. О них и расскажем далее.
Заключение договора с платежным агентом

Платежный агент — это посредник между плательщиками и получателями денег. Например, значительная часть управляющих компаний собирает платежи с граждан не напрямую, а через Расчетно-кассовые центры. Последние в свою очередь могут нанимать субподрядчиков, устанавливать терминалы и т. д.
Платежным агентом не может стать кредитная организация (банк, МФО). Подобная деятельность не подлежит лицензированию. Но есть и обязательные условия:
- регистрация в Росфинмониторинге. И подать заявку необходимо в течение 30 дней после прохождения госрегистрации и постановки на учет в ФНС;
- наличие спецсчета. На него зачисляются средства, принятые от потребителей. Такой же спецсчет должен быть у конечного получателя денег. Агент не имеет права зачислять средства клиентов на свой счет или напрямую перечислять поставщику товаров или услуг.
Услуги платежных агентов — возмездные. У агента остается 1-3% от собранной суммы. И эти деньги также нужно закладывать в бюджет.
Установка терминалов самообслуживания

Этот вариант приема наличных у населения предполагает, что в любом нужном месте устанавливается терминал. Его можно использовать в сфере услуг (парикмахерские, салоны красоты и прочие), ресторанах фастфуда, на вокзалах для продажи билетов, в кинотеатрах, в фитнес-центрах и прочих организациях.
Стандартные возможности «Электронного кассира»:
- прием наличных, пересчет, выявление фальшивых купюр и билетов «банка счастья»;
- прием наличных платежей по банковским картам и NFC устройствами;
- выдача сдачи;
- формирование чеков с указанием предусмотренных законом реквизитов (дата, и время проведения операции, признак расчета, покупаемые товары, номер документа и т. д.);
- пересылка информации ОФД и сохранение в фискальном накопителе;
- передача информации о продажах в ФНС (онлайн касса);
- импорт-экспорт данных в программу учета остатков;
- автоматический расчет скидок и бонусов, если это предусмотрено политикой продавца. При наличии дополнительного оборудования считываются штрих-коды с клубных карт.
Дополнительно система может формировать индивидуальные предложения для клиентов, демонстрировать рекламные ролики. Руководству понравится возможность получать отчеты с разбивкой по месяцам, дням недели, времени суток. Можно анализировать, какой товар или услуга востребованы, каким требуется дополнительное продвижение.
Преимущества системы «Электронный кассир»:
- сведена к минимуму вероятность, если не прямого мошенничества со стороны персонала, то ошибок из-за невнимательности;
- терминалы могут использовать как непосредственно продавцы или поставщики услуг, так и платежные агенты. В любом случае можно настроить все необходимые операции по зачислению средств и т. д. В салоне красоты с помощью системы можно записываться к мастерам, в медцентре — к врачам. В спортклубе можно контролировать посещаемость, продавать абонементы. На автозаправке появляется возможность сократить персонал и в автоматизированном режиме отпускать бензин, например, ночью. Особенно это удобно в точках, удаленных от городов, на трассах;
- сокращаются очереди в кассу. Клиенты не высказывают недовольство, не требуют открыть еще один пункт обслуживания. Дежурный администратор может контролировать сразу несколько терминалов, помогая при необходимости клиентам;
- терминал можно использовать совместно, с холодильником, такая система называется — микромаркет. Покупатель выбирает товар, сканирует его штрих-код и вносит оплату.
- есть комплекс всплывающих подсказок. Покупатель выбрал блюдо в меню кафе. На экране появится напоминание с предложением купить напиток, салат или соус, заказать доставку.
Система «Электронный кассир» совместима с любыми системами бухгалтерского учета. Не приходится корректировать цены в каждом терминале. Это можно сделать в центральной базе, а потом провести обновление программного обеспечения.
Непосредственно обслуживание каждого отдельного устройства заключается в своевременной закладке бумаги в чекопечатающий аппарат, выемке принятых купюр и пополнении раздела для сдачи.
Способов принимать оплату наличными у населения много. И лучший из них — установка терминалов «Электронный кассир». С ними обслуживание будет быстрым и беспроблемным.