Чтобы оплатить коммунальные услуги, заказать билет на поезд или самолет, можно воспользоваться информационно-платежным терминалом.
Информационно-платежный терминал

Содержание
Так называют программно-аппаратные комплексы (SSTs в англоязычной литературе), позволяющие гражданам самостоятельно оплачивать покупки без участия человека-оператора. Средства принимаются наличными или списываются с банковской карты.
Важный момент! Платежи через платежные терминалы (ПП) принимаются в пользу третьих лиц. Например, в магазинах можно видеть ПП, позволяющие пополнить счет телефона, расплатиться по долгам за электроэнергию, купить игровое время на сервере и т. д. Терминал одновременно становится кассиром, консультантом, продавцом.
Владельцем ПТ может быть как предприниматель, так и юридическое лицо. Он берет на себя роль посредника между плательщиком и продавцом, становится платежным агентом. Все полученные средства (за исключением своей комиссии, если это предусмотрено договором), агент обязан перенаправить непосредственному получателю.
Платежные агенты не оказывают иные услуги помимо собственно приема платежей. Они ничего не доставляют, как курьерские службы, не продают, как торговые площадки.
Внимание! В пп. 2.1 п. 2 ст. 4 Федерального закона № 103-ФЗ сказано, что платежные агенты не могут быть посредниками между физлицами и кредитными организациями. А в ст. 21 Федерального закона сказано, что финансовые структуры не могут становиться операторами по приему платежей от граждан в пользу поставщиков товаров и услуг. Не могут они быть и платежными субагентами, подписывать любые договоры на выполнение подобных работ вне зависимости от того, кто является контрагентом: поставщик товаров (услуг) или оператор, принимающий наличные средства от населения.
Платежные терминалы и банкоматы: в чем разница

Рядовые граждане часто полагают, что банкомат и платежный терминал — это, если не одно и то же, то очень родственные понятия. Но здесь нужно учитывать несколько моментов.
Производители предлагают несколько видов аппаратно-программных устройств для обслуживания клиентов в автоматическом формате (АУС). В отделениях банков, в торговых центрах можно видеть:
- непосредственно платежные терминалы;
- банкоматы;
- кредитоматы;
- аппараты для продажи напитков, фаст-фуда и т. д.;
- информационные киоски.
Обратите внимание! Основное отличие платежных терминалов от всех иных видов АУС заключается в том, что их владелец ничего сам не продает. Он — только посредник между неким физическими лицами и продавцом или поставщиком услуг. Деньги, поступившие в терминал, необходимо перечислить реальному получателю.
Банкоматы, аппараты вендинговой торговли, кредитоматы устанавливают банки, МФО, реализаторы батончиков и бутылок с лимонадом и т. д., предоставляющие некие услуги, продающие вполне конкретные товары.
Теперь можно более подробно рассмотреть функционал каждого из подвидов АУС.
Банкоматы

Банкомат можно назвать «заместителем» банковского работника. В зависимости запрограммированных функций с его помощью можно:
- снять наличные с карты или пополнить ее;
- подать заявку на кредит или открытие вклада;
- подключить разнообразные бонусы к кредитной или дебетовой карте;
- проверить баланс карты или счета.
Кредитоматы

Кредитоматы принадлежат МФО. С их помощью любой желающий может заполнить заявку на займ или при необходимости погасить уже имеющиеся обязательства.
Вендинговые аппараты и терминалы самообслуживания

Эта группа оборудования не ограничивается оборудованием для продажи кофе и фаст-фуда. При помощи вендингового аппарата можно:
- купить бензин на заправке;
- выбрать и оплатить услуги в парикмахерской или салоне красоты;
- приобрести товары первой необходимости, диски с музыкой или фильмами, аксессуары для телефонов;
- заказать еду и напитки в кафе быстрого питания и т. д.
Информационные терминалы или киоски

Информационные киоски можно считать особым и отдельным видом АУС. Их устанавливают в отделениях банков, в медицинских учреждениях и МФЦ. Их можно видеть в подразделениях ФНС и ПФР.
При помощи подобных информационных терминалов в зависимости от заложенного функционала можно:
- записаться на прием к врачу, налоговому инспектору, банковскому сотруднику;
- запросить справку или выписку по расчетам с бюджетом;
- оплатить налоги и сборы, гсопошлину;
- подать заявку на выдачу заграничного или общегражданского паспорта, ИНН.
Транспортные компании также используют подобные терминалы. Они позволяют получить информацию о наличии билетов на тот или иной рейс, забронировать места и т. д.
Отдельно стоит выделить такую разновидность информационных терминалов, как электронная витрина. К ним относят цифровые панели, видеостены и инфокиоски.
Все эти модификации АУС востребованы в ритейле. Их основная задача — информирование потенциальных покупателей и клиентов об ассортименте товаров и предоставляемых услугах. Можно получить нужные данные, например, о составе продукта, имеющихся размерах и т. д. Покупателю не приходится обходить весь торговый зал в поисках товара и изучения сопроводительной этикетки.
Платежные терминалы

Теперь пришло время уделить внимание именно платежным терминалам. В большинстве случаев они позволяют:
- оплачивать услуги ЖКХ, сотовой связи, интернет-провайдеров;
- покупать билеты на развлекательные мероприятия;
- оплачивать покупки в интернет-магазинах;
- пополнять электронные кошельки и банковские карты и т. д.
Чаще всего в терминалах предусмотрена геопривязка. Например, жители Московской или какой-либо иной области увидят на экране данные региональных поставщиков услуг.
В зависимости от конструктивного исполнения ПП делятся на:
- напольные. В большинстве случаев имеют встроенный сейф. Такому терминалу не требуется особая установка. Достаточно привезти, разместить и подключить к электросети и интернету;
- двухмониторные. Часто являются модификацией напольных. Второй экран чаще обычно предназначен для демонстрации рекламных роликов. Но заказчик може получить и два полноценных, многофунцкциональных ПП с купюроприемниками, чекопечатающими аппаратами и т. д.;
- встраиваемые или настенные. Их можно вмонтировать практически в любую вертикальную поверхность. Основной плюс — миниатюрность;
- уличные. Основное преимущество — устойчивость к высоким и низким температурам, механическим ударам, попыткам взлома. Для изготовления корпусов производители используют особые сплавы. Мониторы — с бронированным стеклом.
Оснащение платежного терминала

В стандартном варианте ПТ включает в себя:
- сенсорный экран;
- купюроприемник с детектором валют;
- стеккер — ящиком для купюр. Для полноценной работы, чтобы не приходилось каждый день проводить инкассацию, стеккер должен вмещать не менее 1000 купюр каждого номинала;
- устройство автоматической самодиагностики. Его задача — выявление и устранение проблем в работе операционной системы;
- микропроцессор, определяющий функционал терминала. Он «отвечает» за отображение на экране требуемых операций и передачу данных о проводимых транзакциях на сервер платежной системы.
Дополнительно терминал можно оснастить GSM-модулем для пересылки информации в беспроводном варианте. Если планируется работа с банковскими картами, потребуется картридер. А для считывания кодов с товаров или бонусных карт устанавливают сканеры штрих-кодов.
Соблюдение Закона о ККТ при установке платежного терминала

В 2017 году в Федеральный закон № 54-ФЗ внесены очередные поправки. Они касаются именно встраивания ККТ в платежные терминалы. Без онлайн-кассы ПТ эксплуатировать нельзя.
В соответствии с п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 4.3 Закона № 54-ФЗ кассовый аппарат необходимо:
- зарегистрировать в ФНС;
- встроить непосредственно в пластиковый или металлический корпус. ККМ должен быть неотъемлемой частью ПТ.
Требование о неотделимости подтверждено Письмом ФНС еще в 2013 году (№ АС-4-2/3069 от 25.02.2013 г.).
Федеральные законы № 54-ФЗ и 103-ФЗ определяют и содержание кассового чека. Его обязательные реквизиты:
- размер комиссии, взимаемой платежным агентом, если ее платит клиент;
- номер телефона (иные контактные данные) платежного агента или субагента, продавца (поставщика услуг);
- фабричный номер платежного терминала;
- ИНН, адрес, полное наименование платежного агента или субагента;
- данные договора, позволяющего платежному агенту (субагенту) принимать платежи в пользу получателя денег;
- информация об органе, на который возложена функция контроля за проведением платежей, поступающих от физлиц в пользу третьих лиц;
- данные о конечном получателе средств — продавце товаров или поставщике услуг.
Также в чеке следует указать, как и кому следует подавать жалобы в случае неверного зачисления платежей или иных проблем.
На заметку! В чеке должна быть указана сумма платежа. Но вот ставку НДС и его сумму можно не выделять. Основание — п. 3 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ.