Современный человек не привык ждать. Он хочет быстро получать нужную информацию, бронировать или оплачивать услуги, покупать нужные товары. Он не желает стоять в очереди к кассиру или дежурному администратору.
И помогают ему в этом сенсорные терминалы. Они представляют собой программно-аппаратный комплекс, предназначенный для распространения информации, приема и проведения оплаты в торговых точках. Терминалы можно видеть в магазинах и торговых центрах, на улицах, в фитнес-клубах и иных местах массового пребывания людей. Их используют как государственные структуры, например, для записи к определенному специалисту, так и частные компании для привлечения клиентов, упрощения процессов подачи и обработки заявок.
К сенсорному оборудованию для расширения функционала можно подключать дополнительное оборудование: весы, вендинговые аппараты, устройства для приема наличных или оплаты картами. Данные из памяти устройства можно выгружать в общую учетную систему организации. Если это необходимо, можно обеспечить формирование определенных отчетов для руководства или ответственных лиц непосредственно на месте.
Виды сенсорных терминалов
Сенсорные терминалы производятся и предназначаются для самых разных целей. Наибольшей популярностью пользуются:
Информационные киоски
Данный вид терминала позволяет узнать, например:
- как проехать в аэропорт или на вокзал;
- есть ли нужный размер одежды в ассортименте бутика;
- с каким интервалом на станцию прибывают экспрессы;
- где расположена ближайшая гостиница и т. д.
Информационные киоски повсеместно замещают консультантов или справочные службы. Если же потенциальный клиент заинтересовался определенной услугой или товаром, устройство подскажет, где их можно получить или купить.
Терминалы самообслуживания
С их помощью можно, например:
- оформить заказ в кафе быстрого питания;
- записаться к мастеру на маникюр или стрижку;
- отмечать посещения в фитнес-клубах, бассейнах, спортзалах;
- резервировать книги в библиотеке, проверять наличие нужного издания;
- бронировать билеты на поезда дальнего следования или самолеты, места в отелях;
- оплачивать ЖКУ, сотовую связь, штрафы ГИБДД и т. д.
Терминал самообслуживания в зависимости от комплектации и функционала может заменить кассира в магазине, администратора в кинотеатре или танцевальной школе. Его можно оснастить карт-ридерами, подключить к системе торгового эквайринга, использовать для трансляции рекламных слоганов.
Рекламные киоски
Основное предназначение данного типа оборудования — демонстрация роликов спонсоров в непрерывном режиме или по требованию клиента. Здесь не предусмотрен прием оплаты. Меню, если оно есть, предельно простое.
POS-терминалы
Этот вариант оборудования становится все более востребованным по мере перехода на оплату банковскими картами.
Среди основных элементов POS-терминала можно выделить:
- сенсорный экран. С его помощью продавец или кассир выбирает нужные позиции товара, вводит данные о скидках или бонусах;
- клавиатуру. Она может быть частью экрана или выносной, например, для клиентов;
- чекопечатающий принтер;
- слот для банковских карт и/или устройство для считывания информации;
- процессор с фискальным накопителем данных;
- модуль проводной или беспроводной связи для передачи информации в банк-эквайер и ОФД.
POS-терминалы отличаются функционалом. Некоторые предназначены только для приема платежей. Другие представляют собой полноценное рабочее место. Беспроводные модели удобно использовать при проведении выездной торговли.
Сенсорные терминалы: виды и особенности
Один из основных элементов терминала — дисплей тачскрин. Он реагирует на прикосновения пальца человека или иного предмета и отображает на экране требуемую информацию. Система в соответствии с заданной командой выполняет определенные действия: переключает на оплату, сайт производителя и т. д.
По принципу действия и конструкции экраны бывают:
- резистивные. Человек нажимает на гибкую мембрану из пластика, покрытую резистивным материалом, воспринимающим команды. Как только кто-либо пальцем нажимает на экран, слои мембраны соприкасаются со стеклянной пластиной. Особый электронный контроллер считывает сигнал, преобразует его в координаты на экране и передает в систему управления;
- емкостные. Основа — стеклянная пластина со слоем из токопроводящего вещества. При касании пальца или стилуса фиксируется утечка тока. Контроллер считывает значение, определяет координаты контакта и вырабатывает управляющую команду;
- матричные. По принципу действия схожи с резистивными. На мембрану предварительно наносятся вертикальные полосы из токопроводящего вещества, на стекло — горизонтальные. При соприкосновении система считывает точку пересечения и далее реагирует в соответствии с алгоритмом;
- сенсорные на поверхностно-акустических волнах. В качестве основы выбрана стеклянная панель с закрепленными по углам пьезоэлектрическими преобразователями. Их задача — формирование и прием акустических волн, распространяемых по поверхности пластины. Если дисплей находится в состоянии покоя, к нему никто не прикасается, происходит последовательное преобразование электрического сигнала в волны и обратно. Если же зафиксировано касание экрана, часть энергии теряется, не воспринимается датчиком. Контроллеру остается выяснить, где произошло касание, какое действие предстоит выполнить;
- инфракрасные. База такого экрана — координатная сетка из ИК-лучей. При прикосновении происходит разрыв. Контроллер проверяет его разрывы и вырабатывает команду.
Каждый вариант имеет определенные преимущества и недостатки. Какую модель выбирать, зависит от решаемой задачи.
Конструктивно сенсорные терминалы могут быть:
- Напольными. Их устанавливают на улице, в зданиях вокзалов, ТРЦ.
- Настольными. Этот вариант может размещаться на столе консультанта, в зоне ресепш, на рабочем месте продавца.
- Настенными. Такие модификации выбирают для относительно небольших помещений, предприятий фаст-фуда.
Функционал не зависит от формата. Он определяется только потребностями владельца аппарата. Для продаж или информирования можно использовать все перечисленные варианты оборудования.
Сфера применения сенсорных терминалов
Терминалы с сенсорными экранами устанавливают:
- на вокзалах и в аэропортах;
- в микро- и супермаркетах;
- в кредитных организациях;
- в развлекательных и спортивных комплексах, в парках;
- в медицинских и учебных заведениях;
- в центрах занятости;
- в музейных комплексах;
- в гостиницах, санаториях, на турбазах.
Терминалы позволяют продавать основные и дополнительные услуги, информировать о графике работы специалистов нужного профиля, проводимых рекламных акциях, распространять рекламные сообщения. Главное в любом случае — продуманный и интуитивно понятный интерфейс.
Преимущества сенсорных терминалов
Основной плюс — возможность настройки под потребности любой организации. Можно добавлять пункты в меню и убирать их, корректировать цены и информацию о товарах и услугах. При этом, если оборудование подключено к единой учетной системе, изменения можно проводить сразу на нескольких устройствах.
На этом преимущества от использования сенсорных терминалов не заканчиваются. Можно назвать еще несколько:
- сокращается потребность в персонале. Один специалист может контролировать работу сразу нескольких устройств, подсказывать клиентам, где найти нужный пункт или как провести оплату;
- облегчается работа продавца. Он видит на экране не только остатки по каждой позиции товара, но и сроки годности, если это необходимо;
- терминал можно использовать в составе единого торгового комплекса, совместно с весами, сканерами штрих-кодов, кассовыми аппаратами, в том числе виртуальными, что удобно при онлайн-продажах. Можно не опасаться нарушений законодательства о применении ККТ;
- сокращается вероятность ошибок со стороны персонала в части оформления заказа, расчета оплаты, выдачи сдачи;
- оборудование работает в режиме 24/7. Ему не требуется обеденный перерыв, отпуск или больничный.
Сенсорные терминалы выпускает наша компания и другие вендоры России и мира: Атол, Posiflex и многие другие. Стационарные модели работают преимущественно под ОС Windows. Это упрощает процессы настройки, программирования при наличии такой необходимости.