Граждане СССР еще помнят, как на улицах больших и малых городов стояли автоматы по продаже газированной воды. Их можно считать прообразом современного вендингового бизнеса. После развала Советского Союза оборудование постепенно исчезло с улиц и появилось на прежних и новых местах уже в XXI веке.
Вендинговый бизнес
Вендинг относится к востребованным видам бизнеса в большинстве стран мира. В автономных точках, работающих практически без участия человека, можно:
- приобрести шоколадный батончик, бутылку воды или газированного напитка;
- купить или выиграть мягкую игрушку, иной сувенир;
- прослушать любимую мелодию;
- напечатать фотографии;
- заказать массаж ног или спины;
- оплатить услуги сотовой связи или ЖКХ;
- забронировать билеты на поезд или самолет, номер в гостинице.
Для каждого из этих бизнесов производятся вендинговые автоматы со своим дизайном, габаритами, спецификой обслуживания, начальными вложениями, сроком окупаемости и прибылью. Все это нужно учитывать до начала работы на данном поприще.
Как и с чего начинать бизнес
Планируете заработать на торговле из автоматов? Не спешите просматривать каталоги и оплачивать технику и расходные материалы. Работа начинается с разработки бизнес-плана и определения целевой аудитории.
Необходимо решить, где будут стоять автоматы, кто ими будет пользоваться. От этого зависят ассортимент, цены, прочие нюансы. Если планируется размещение оборудования в офисных зданиях, предпочтение отдается кофе-машинам. В торговом центре понадобятся автоматы с игрушками и прохладительными напитками.
Если целевая аудитория и точки для монтажа техники выбраны верно, можно рассчитывать на значительную прибыль и быструю окупаемость. Если же бизнес-план не проработан, автомат со снеками, шоколадными батончиками и сладкой газировкой установлен в фитнес-центре, надеяться на наличие дохода не приходится. Не менее важно обращать на оборудование конкурентов, как идут продажи, какие товары востребованы, а какие не меняются неделями.
Важно! Отдельный пункт бизнес-плана посвящается рискам. Приобрести оборудование недостаточно. Его необходимо обслуживать. Важно понимать, где можно приобрести запчасти, к кому обращаться в случае поломок. Еще один значимый риск — вандалы. Если в крупных торговых и развлекательных центрах есть охрана, то на улице вероятность взлома существенно повышается.
Выбор формы налогообложения
Только желания заработать на быстрых продажах товаров или услуг недостаточно. Предварительно нужно зарегистрироваться в ФНС и внебюджетных фондах в качестве налогоплательщика. Можно выбрать:
- ИП. Преимущества — минимум отчетности и упрощенное ведение бухучета. Если нет наемных работников, можно остановить внимание на патенте или едином налоге на вмененный доход (ЕНВД);
- ООО. Данная форма деятельности подходит при наличии наемного персонала, большом количестве автоматов в собственности или аренде.
Так как оптовые продажи в случае с вендингом практически отсутствуют, можно выбрать упрощенную систему налогообложения. Главное, не превышать лимиты по оборотам за год и средней численности персонала.
Найм персонала
Техника вне зависимости от ее сложности и предназначения требует периодического обслуживания, замены комплектующих, профилактического или капитального ремонта. В случае с вендингом задача усложняется. Приходится пополнять запасы бутылок, стаканов, монет на сдачу и т. д.
Если автоматов не более десятка, все они установлены в одном районе, можно самостоятельно решать проблемы с закладкой товара. Если же техника размещена в разных районах города, близлежащих деревнях, без помощников не обойтись. В отдельных ситуациях осмотр, заправка расходных материалов (молоко, вода, кофе, чай, сахар) требуются несколько раз в сутки, включая выходные дни.
Наемный персонал — это расходы не только на зарплату, но и на оплату взносов во внебюджетные фонды. Не стоит забывать и про отчетность. Только разнообразных типов и форм справок в ФНС, ПФР и ФСС ежеквартально сдаются десятки. Потребуется бухгалтер. Если отчетность не формировать, очень скоро можно столкнуться со штрафами и приостановкой операций по расчетным счетам.
В отдельную статью затрат выносится ремонт. Если есть знания в электрике и электронике, можно заниматься им самостоятельно. Не рекомендуется это делать, если на оборудование не истек гарантийный срок, или производителем установлены иные ограничения. В таких ситуациях придется обращаться в сертифицированные обслуживающие центры.
Ситуация несколько упрощается при покупке торговых автоматов, оснащенных модулями GSM-GPRS и функцией самодиагностики. При наличии поломки, если заканчивается товар, владельцу на телефон отправляется соответствующее сообщение. Преимущество техники данного типа в том, то нет необходимости проводить осмотр только потому что подошло время по графику. Минус — высокая стоимость оборудования.
Расходы: первоначальные и текущие
Любой бизнес — это вложения. Ниже приведены примерные расходы, без которых не получится заработать на вендинге. В качестве примера выбрана продажа кофе:
- минимальная стоимость одного автомата — от 100 тыс. рублей. Б/у оборудование лучше не приобретать. Расходы на ремонт превысят прибыль на много лет вперед. За технику для продажи снеков придется выложить от 200 тыс. рублей (оптимально – 500 тыс. за каждую единицу);
- затраты на зерна кофе, молоко, воду, стаканчики — от 10 тыс. р.;
- аренда площади в ТЦ с хорошей проходимостью — от 3 тыс. р.;
- зарплата персонала — от 10 тыс. р. Ремонт увеличивает расходы еще на 20 тыс.
Если просуммировать все перечисленные статьи, для начала работы потребуется не менее 143 тыс. рублей. Если же покупать более современную модификацию, то стоит заранее приготовить не менее 350 тыс. рублей. Та как приобретать один автомат не имеет смысла, придется вложить не менее 2,5-3 млн. в российской валюте.
При расчете сроков окупаемости важно учитывать, что в среднем в одном аппарате в день приобретается до 100 стаканчиков кофе. Если рядом есть техника конкурентов, продажи могут снизиться.
Из полученных денег оплачиваются не только расходные материалы, но и аренду, рекламу, зарплату персоналу и налоги.
Преимущества и недостатки вендинга в качестве бизнеса
В России вендинговый бизнес только начинает развиваться. Если в США, Западной Европе, Китае, Японии, на каждые 40-50 человек приходится один автомат, то на просторах бывшего СССР — один на 2-3 тысячи населения.
Обратите внимание! В мире автоматизировали процессы продажи не только CD-дисков, чая и кофе, но и пиццы (ее испекут на месте), упаковок с очищенными и порезанными фруктами. В КНР и Японии аналогичным образом продают живых крабов.
В России вендинг только обретает популярность. Если учесть предпочтения потенциальных клиентов и не забывать про регулярное пополнение ассортимента, можно оказаться в числе лидеров отрасли.
Эксперты подчеркивают следующие плюсы вендингового бизнеса:
- ликвидность. Продать часть автоматов или все при необходимости легко;
- не требуются знания и опыт. Главная проблема — найм специалиста для устранения мелких и крупных поломок;
- любой автомат можно без особых проблем перенастроить на продажу другого вида продукции. Капучино не продается? На исключение его из меню и включение эспрессо потребуется не более 5-10 минут.
Если говорить о недостатках вендингового бизнеса, не стоит забывать о традиционной российской бюрократии. Свои претензии в любой момент времени могут предъявить СЭС, пожнадзор, Ростехнадзор и прочие структуры. Но на установку автомата не требуются лицензии, разрешения. Достаточно заключить договор с владельцем объекта или территории.
Помимо этого, начать бизнес помешают следующие недостатки вендинга:
- высокая стоимость оборудования. Б/у технику лучше не покупать;
- длительные сроки окупаемости — от года и более;
- наличие вандалов и злоумышленников;
- зависимость от курса доллара. В России ни техника, ни комплектующие к ней не производятся.
Перечисленные недостатки привели к тому, что в 2020 году вендинговый бизнес в России практически не развивается. Предприниматели, уже вошедшие в отрасль, учатся самостоятельно ремонтировать технику и решают, как перейти на более дешевые расходные материалы. О расширении практически никто не задумывается.